img
04.07.2024

РЕЗОЛЮЦИЯ

Санкт-Петербургского Общественного антитеррористического форума

(Санкт-Петербург, Таврический Дворец, 26 июня 2024 года)

Мы, участники Санкт-Петербургского Общественного антитеррористического форума, проведённого в Санкт-Петербурге 26 июня 2024 г., выражаем глубокую обеспокоенность ростом террористической угрозы в современном мире. Терроризм представляет собой серьёзную опасность для российского государства и общества, подрывает основы безопасности и стабильности, препятствует развитию межкультурного диалога и взаимопонимания между народами. В этом году, мы стали свидетелями чудовищных террористических актов, требующих сплочённого ответа всех граждан России, органов государственной власти, общественных и религиозных организаций.

Участники Форума констатировали, что государственное руководство России уделяет пристальное внимание угрозам экстремизма и терроризма: действует «Стратегия национальной безопасности РФ» (Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400), Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 - 2028 годы (утв. Президентом РФ 30.12.2023 N Пр-2610), Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Координирует работу в этом направлении Национальный Антитеррористический Комитет, действуют антитеррористические Комиссии в субъектах РФ. Вместе с тем, существенную помощь в вопросах профилактики экстремистских и террористических проявлений могут оказывать различные общественные институты и образовательные организации: традиционные религиозные объединения, патриотические, молодежные и ветеранские организации, вузы и техникумы, спортивные клубы и сообщества по интересам, все, кому небезразлична судьба России!

В ходе работы Форума были обсуждены актуальные вопросы противодействия идеологии террористического насилия, вовлечения общественных и религиозных организаций в антитеррористическую повестку, привлечения институтов гражданского общества к дальнейшему совершенствованию межнациональных и межконфессиональных отношений. Мы пришли к выводу о необходимости выработки рекомендаций по следующим направлениям:

- необходимости уделения особого внимания историческим и социальным предпосылкам идеологии терроризма, его эволюцию и современным проявлениям.

- методы прогнозирования и профилактики этнорелигиозных конфликтов на ранних стадиях;

- комплексная экспертиза материалов в этнорелигиозной сфере, потенциально несущих деструктивный и экстремистский контекст;

- объединение усилий общественных, религиозных и государственных структур по профилактике экстремистских проявлений.

На основании анализа текущей ситуации в сфере противодействия терроризму, а также оценки эффективности существующих методов и подходов к противодействию идеологии террористического насилия мы предлагаем следующие рекомендации:

1. Приоритетным направлением профилактики террористических угроз является упрочение нравственно-этического фундамента российского общества, функционирования системы общественных и государственных институтов. В этой связи упрочение нравственности – важнейшая задача всех структур гражданского общества. Представляется вполне назревшей создание широкой общегражданской коалиции, включающей традиционные религиозные организации, направленной на упрочение общественной нравственности, на развитие норм общественной морали, на выявление действий и персон, подрывающих соответствующие нормы.

На основании Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024–2028 годы (утв. Президентом РФ В. Путиным 30 декабря 2023 г. № Пр-2610) разработать на государственном уровне идеологию противодействия терроризму (антитеррористическую идеологию). На основании антитеррористической идеологии масштабировать работу по профилактике и противодействию терроризму в различных социальных и возрастных группах населения (от воспитанников детских садов до пенсионеров), создав целостную системную программу противодействия террористическим угрозам, которая будет разработана с учётом предложений ведущих специалистов из различных сфер жизни общества и поэтапно реализована на практике.

2. Исторические, социальные и политические предпосылки идеологии терроризма имеют давние корни. При всем уважении к единству российской истории следует самым внимательнейшим образом относиться к тому, что иной раз, под видом изучения российской истории продолжается пропаганда идей экстремистов-террористов XIX - XXI веков. Часто, незрелый ум молодежи «пленяется» демоническими образами революционеров, ввергших страну в пучину жесточайших гражданских войн. Педагогам, историкам, деятелям науки, культуры и искусства следует более тщательно подходить к отражению различных событий российской истории, при описании спорных личностей, замешанных в экстремисткой или террористической деятельности.

3. Для повышения эффективности прогнозирования этнорелигиозных конфликтов необходимо разработать и внедрить систему мониторинга и анализа социально-экономических, политических и культурных факторов, способствующих возникновению ситуаций этнорелигиозного напряжения. Это позволит своевременно выявлять потенциальные риски и принимать меры по их предотвращению. При антитеррористических комиссиях субъектов РФ целесообразно создавать центры медиативной поддержки и профилактики социальных, политических и этнорелигиозных конфликтов. активизация общественного контроля в целях преодоления рисков вовлечения мигрантов в преступную деятельность экстремистской и террористической направленности в условиях современной миграционной ситуации. В настоящее время такая работа ведётся разрозненно, энтузиасты социальной медиации зачастую не имеют соответствующей подготовки, что вызывает обоснованное недоверие органов государственной власти РФ. В связи с этим предлагаем:

3.1. Разработать профессиональный стандарт медиатора в области урегулирования конфликтов с этнической компонентой.

3.2. Разработать курс профессиональной переподготовки в соответствии с профессиональным стандартом.

3.3. Создать реестр медиаторов в данной области, аккредитованных Минюстом и ФАДН РФ.

Это позволит органам государственной власти РФ быть уверенными в соответствии профессиональной подготовки медиаторов – членов реестра сложности решаемых задач.

4. В целях улучшения экспертизы материалов в этнорелигиозной сфере необходимо создавать экспертные группы из представителей различных научных дисциплин (социология, психология, религиоведение, теология, этнология и т.д.), которые будут проводить комплексный анализ материалов на предмет наличия деструктивного или экстремистского контекста. Результаты экспертизы должны быть доступны для широкой общественности.

5. Общественные патриотические объединения являются значимым фактором профилактики терроризма. Рассмотрение примеров успешных проектов и инициатив, направленных на формирование взаимоуважения между представителями разных национальностей и религий показало, что объединение усилий общественных, религиозных и государственных структур должно осуществляться на основе партнёрства и сотрудничества. Необходимо разработать механизмы взаимодействия между этими структурами, направленные на профилактику экстремистских проявлений и укрепление межнационального и межрелигиозного диалога.

6. Органам государственной законодательной и исполнительной власти следует рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство, направленных на усиление ответственности за распространение материалов, содержащих деструктивный или экстремистский контент. Также необходимо обеспечить поддержку общественных инициатив и проектов, направленных на противодействие идеологии террористического насилия.

7. Считаем целесообразным рекомендовать органам государственной власти всех уровней, профильным силовым структурам и патриотически настроенным институтам гражданского общества приступить к созданию эффективной сети правильным образом ориентированных лидеров общественного мнения (в том числе иноязычной), способных оказывать реальное влияние на процессы происходящие в различных нишевых сообществах, в том числе молодёжных и других.

8. Общественным и религиозным организациям следует активизировать свою деятельность по формированию практики взаимоуважения и дружбы между представителями разных национальностей и религий. Особое внимание следует уделить просветительской работе среди молодёжи, направленной на разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности. Необходимо также формировать у молодых людей стойкое неприятие идеологии насилия и привлекать их к участию в противодействии терроризму.

9. Призвать органы исполнительной, законодательной и судебной власти Российской Федерации дать объективную оценку цивилизационным вызовам будущему России, которые порождаются массовой инокультурной иммиграцией, отсутствием должного контроля за миграционными процессами и миграционной средой, ставшей источником экспансионистских и террористических рисков.

10. В условиях проведения Специальной военной операции на Украине, беспрецедентных санкций со стороны недружественных государств, неукомплектованности подразделений правоохранительных органов, – как никогда важна консолидация российского населения в целях противодействия экстремистским и террористическим угрозам и широкого народного участия в поддержании общественного порядка. В этой связи считаем целесообразным рекомендовать государственным и муниципальным органам поддержать инициативу российских патриотических общественных объединений по созданию эффективно работающих добровольных народных дружин в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.04.2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка».

11. Учитывая высокую степень общественной опасности участия иммигрантов в террористических и иных тяжких и особо тяжких преступлениях, призываем Федеральное Собрание Российской Федерации поддержать позицию Следственного комитета Российской Федерации, озвученную на Петербургском международном юридическом форуме 2024 г., в части признания отягчающим наказание обстоятельством незаконный статус иностранного гражданина или лица без гражданства, совершившего уголовное преступление на территории нашей страны.

12. В рамках разработки новых редакций документов стратегического планирования, действие которых истекает в 2025 г. (Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы; Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года), рекомендовать ответственным ведомствам предусмотреть:

- указание на риски экстремистского и террористического характера, которые при определенных условиях может генерировать массовая незаконная внешняя миграция;

- признание обязательным условием для длительного пребывания иностранного гражданина на территории России знание им русского языка и необходимых историко-культурологических сведений о нашей стране, об основных традиционных религиях и народах, ее населяющих, соблюдение законов и норм поведения, уважительное отношение к нашим традициям.

13. Считать целесообразным в области профилактики экстремизма в сфере образования и молодежной среде ориентироваться на разработанную на базе РГПУ им А.И. Герцена теолого-психологическую концепцию противодействия деструктивным идеологиям. Отметить, что данная концепция подразумевает опору на традиционные российские духовно-нравственные ценности. Важную часть работы по противодействию деструктивным идеологиям в данном контексте могут выполнять специалисты в области воспитания, социальной педагогики, психологии при соработничестве их с духовными лицами — представителями традиционных для России религий. Считать важным формирование системы защиты экспертов в области этнорелигиозного экстремизма от внешнего давления и попыток диффамации. Представляется важным продолжение работы с целью уточнения терминологии и понятийного аппарата при описании традиционных для России духовно-нравственных ценностей;

13.1 Считать целесообразным использование на практике «Рекомендаций для педагогических  и руководящих работников общеобразовательных организаций по особенностям выявления и профилактики деструктивного поведения обучающихся, подверженных воздействию террористической и иной радикальной идеологии», разработанных коллективом Центра профилактики экстремизма в сфере образования и молодежной среде РГПУ им А.И. Герцена.

13.2 В целях максимально эффективной профилактики терроризма в системе ФСИН рекомендуется использовать опыт Карельского управления ФСИН по изоляции осужденных по соответствующим статьям, а также жесткого пресечения псевдорелигиозной деятельности в учреждениях исполнения наказаний.

14. Создание и продвижение специальных продуктов духовной деятельности, основанных на традиционных ценностях (фильмов, телепередач, спектаклей, литературных произведений и др.), которые будут специально направлены на противодействие так называемому культурному терроризму, т. е. девальвации культурных ценностей и образованию благоприятных предпосылок для зарождения организованных систем агрессии и ненависти т. к. терроризм — это один из итогов социально-культурного разложения.

15. Формирование при Минюсте России реестра ответственных общественных патриотических организаций и оказание им необходимой помощи на государственном уровне по работе в системе образования, в области молодежной политики и культуры. Активно способствовать данным организациям в процессе подготовки и проведения общественно-политических, воспитательных, просветительских, культурных, досуговых и спортивных мероприятиях для устранения предпосылок радикализации населения.

16. Органам власти, как в центре, так и на местах совместно с ответственными общественными патриотическими организациями разработать целостную системную программу, направленную на устранение предпосылок радикализации интернет-среды, а также активно участвовать в работе по профилактике экстремизма в существующих социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассниках, Телеграмм и других), а также рассмотреть целесообразность создания новой молодёжной отечественной социальной сети, ориентированной на продвижение традиционных ценностей, интеграцию всех граждан России и профилактику терроризма.

17. Органам власти совместно с ответственными общественными патриотическими организациями разработать общую программу, на основании которой можно будет наладить эффективную системную работу по профилактике терроризма в среде трудовых мигрантов и межкультурный диалог на принципах уважения к традиционным ценностям разных народов и религий, а также проводить работу по разъяснению норм законодательства и правил поведения в российском обществе среди мигрантов.

18. Органам власти совместно с ответственными общественными патриотическими организациями разработать различные программы по гражданской обороне, тактической медицине и обучению оказания первой медицинской помощи для различных категорий граждан, в том числе для учащихся школ, колледжей, вузов и др. учреждений.

19. Мы всецело поддерживаем предложение члена Общественной палаты РФ, главы Духовного собрания мусульман России, муфтия Альбира Крганова о необходимости вернуть былое значение институту фетвы, создав для реализации этих целей на базе Булгарской Исламской Академии (Татарстан) постоянно действующего рабочего органа для совместной работы исламских богословов из России и стран постсоветского пространства, (представляющих различные муфтияты) по подготовке единых для всей исламской уммы, фетв, в том числе фетвы осуждающей терроризм и признающий всю территорию Российской Федерации – землей согласия.

Подводя итоги работы Санкт-Петербургского Общественного антитеррористического форума участники:

- уверены, что рекомендации, выработанные в ходе, будут способствовать повышению эффективности противодействия идеологии террористического насилия и укреплению межнационального и межрелигиозного диалога.

- призывают органы государственной законодательной и исполнительной власти, общественные и религиозные организации к реализации предложенных рекомендаций. На наш взгляд, это позволит создать условия для более безопасного и гармоничного российского общества, свободное от угрозы терроризма.

- убеждены, что участники форума смогут расширить практики сотрудничества и взаимодействия в рамках антитеррористической повестки. Только совместными усилиями мы сможем противостоять угрозе терроризма и обеспечить безопасность и стабильность российского общества.

- выражают благодарность всем участникам и организаторам за плодотворное сотрудничество и обмен опытом.